368 просмотров

Как в Краснодарском крае вводят казачьи классы

В Краснодарском крае продолжают обсуждать вопросы развития казачьего образования в школах и внедрения казачьих классов. Открытая Россия узнала, чем такие классы отличаются от обычных, и как к этой инициативе относятся родители краснодарских учеников
Накануне нового учебного года губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев выступил с инициативой открыть с первого сентября казачьи классы во всех учебных заведениях края.

Первые такие классы начали открывать в Краснодарском крае еще в начале 2000-х. До 1 сентября 2016 года было создано 1700 классов и групп казачьего профиля, в которых обучалось 40 тысяч детей. С наступлением нового учебного года эти цифры увеличились в полтора раза. Сейчас в трех тысячах классов казачьей направленности обучаются уже более 63 тысяч детей.

«Казачьи классы действуют на Кубани вот уже более 12 лет, но сегодня пришло время кардинально пересмотреть содержание казачьего образования. Казачий класс должен быть казачьим во всех смыслах этого слова, а не только на бумаге. Дети, которые изучают историю, культуру, традиции, обычаи казачьего народа, основы православной культуры — они защищены от негатива улицы. Они, как правило, не сквернословят, казаки изучают с ними казачьи заповеди, рассказывают, что нужно обязательно помогать человеку, попавшему в беду, ценить свою семью, уважать старших, уважать труд, любить свою Родину», — считает атаман Кубанского казачьего войска Николай Долуда.

Казачьи заповеди
Никогда не обижай слабого,
не воюй с ним.
Не трать своей души
на ненависть, зависть.
Будь послушным,
будь опрятным.

Люби все,
что с ранних лет ты впитал в кровь
и плоть в вольных степях твоей Кубани.

Человеку с малых лет плохо,
если корней у него нет.

Будь законопослушным,
но помни – душа твоя принадлежит только Богу, и да не проникнет в нее зло человеческое .
Храбрые всегда добрые,
потому как они сильные.
Люби Россию,
ибо она твоя мать и ничто в мире не
заменит тебе ее.

У любого человека должны быть, кроме родителей, четыре корня:
– родная земля,
– родной язык,
– родная культура,
– родная история.

Чем казачьи классы отличаются от обычных
Зачем нужны казачьи классы и, что это за специальные программы, Открытой России рассказал заместитель атамана Кубанского казачьего войска Константин Перенижко:

«Те программы и учебники, по которым на протяжении нескольких лет обучались дети в казачьих классах, морально устарели. Поэтому нами поставлена задача до первого декабря 2016 года разработать новые программы и учебные пособия на основе уже имеющихся. Также создаются методических рекомендаций для классных руководителей и казаков-наставников, что позволит уйти от формального подхода к образованию в казачьих классах. Эта работа сегодня выполняется министерством образования и науки Краснодарского края совместно с Кубанским казачьим войском, Департаментом по делам казачества и военным вопросам Краснодарского края и авторским коллективом, состоящим из ведущих историков, краеведов, которые преподают в Кубанском государственном университете».

В отличие от обычных классов, в казачьих предусмотрено изучение таких предметов, как история и современность кубанского казачьего войска, культура, традиции и обычаи казаков, основы православной культуры, фольклора, декоративно-прикладного искусства и традиционные казачьи виды спорта, пояснили Открытой России в министерством образования и науки Краснодарского края.

Система казачьего образования модульная и включает в себя теоретические и практические разделы и каждая школа самостоятельно решает, какой из модулей использовать в учебном процессе. Есть школы, где казачата маршируют, и есть те, где предпочитают делать упор на теорию.

Учитывая, что число классов удвоилось, не очень понятно, хватит ли на всех учителей. Перенижко считает, что эта проблема решаема.

«Человеческих ресурсов для преподавания должно хватить. Да, кадровые проблемы существуют, но не больше, чем в других сферах. Да и переподготовку им есть где проходить. При поддержке Минобра работает краевой институт повышения квалификации педагогических кадров, где о новых методиках преподавания в классах казачьей направленности будут рассказывать учителям со всего края. Мы уже провели отбор тех, кто сюда приедет. Преимущественно это историки, так как история Кубани и история казачества неразрывно связаны. Учитель — это прежде всего методист. Если дать ему в руки „пищу“, он сможет ее переработать. Вы представьте, что отобранные нами педагоги уже 15 лет преподают кубановедение, и им сейчас нужно просто к своим знаниям добавить новую информацию о казачестве. Фактически с 2017 года юные казачата будут учиться уже по новой программе, точнее, трансформированной, с учетом ошибок прошлых лет», — говорит Перенижко.

Каждый ученик казачьего класса носит форму: для девочек начальных классов — платья с элементами казачьего национального костюма (эскиз прилагается); для мальчиков начальных классов: бешмет; брюки черного цвета; для девочек — китель черного цвета, юбка черного цвета — форменная рубашка белого цвета, берет черного цвета. Для старших мальчиков и юношей — китель черного цвета, брюки черного цвета, форменная рубашка белого цвета, берет черного цвета. Шеврон с символикой кубанского казачьего войска нашивается на левый рукав кителя на расстоянии 12 см от плеча.
«И тут у меня возникает вопрос: зачем в школе церковь?»
Профессор, кандидат филологических наук, заслуженный работник культуры Кубани Виктор Чумаченко настроен скорее скептически.

«Да, казачьи классы работают у нас в крае уже не первый год, но зачастую формально, а в глубинке так и вообще „на пальцах“, ведь если в большом городе детей можно и в библиотеку повести, и в музей, а на селе даже книгу нужную выдать некому, ведь в большинстве сел должность библиотекаря давно упразднена. Боюсь, что там не учебная программа по изучению истории казачества, а полнейшая самодеятельность. Кроме того, если вы присмотритесь к содержанию некоторых предметов, то увидите там много всяких, как говорят на Кубани, „глупостяв“, особенно о „балачке“ (диалект казаков Дона и Кубани — Открытая Россия), которую рассматривать в отрыве от „казачьей словесности“ невозможно. А она, эта словесность, мало кому доступна, так как и в переводах на современный язык издается редко и недостаточными тиражами. А оригинальные тексты на „балачке“ — ищи-свищи. А вы слышали беседы казаков с подрастающим поколением? В войске много замечательных борцов со всем чем угодно, но истинно образованных и культурных деятелей маловато, поэтому они зачастую детям рассказывают множество легенд, несоответствующих действительности, говорят о политике, преломленной через их сознание, а для школьников это становится элементом воспитания, принимаемым за „чистую монету“», — отметил Виктор Чумаченко.

Как рассказал Чумаченко, основное беспокойство родителей связано не с введением новых образовательных стандартов и даже не с тем, кто и как будет учить их детей, а с погружением школьников с малых лет в религию. Краснодарский край — многонациональный регион, и пытаться сделать всех православными в корне неверно, считают родители. К примеру, жительница Сочи Наталья Омелина пишет в одной из групп в социальных сетях о том, что в их школе описать казачьи классы можно словами «ожидания и реальность».

Атаманы класса, помощники атамана избираются большинством голосов путем открытого голосования на выборном собрании класса. Атаманы школы, помощники атамана школы избираются из числа учащихся казачьих классов на школьном сборе казачьих классов после избрания атаманов классов. Учащийся не может совмещать должность атамана школы и класса.
«Обещали детей учить верховой езде и стрельбе в тире, для мальчиков — занятия по борьбе, а девочкам — танцы. Помимо этого будет много внеучебных мероприятий и участие в парадах. Также говорили о том, что в школьный курс введут религиоведение. И тут у меня возникает вопрос: зачем в школе церковь? Я уважаю чувства верующих, но считаю, что религии в школе не место. У нас есть церкви, есть воскресные школы: кому надо, тот дорогу к храму всегда найдет.
Мы семья атеистов, и таких много. В итоге детей посвящали в казаки в храме, отправили на крестный ход, а там еще и крест целовать просили. Это что такое?
Ну и по остальным пунктам — ни тира, ни лошадок, ни борьбы. На танцы взяли девочек только с хореографической подготовкой. Все уроки физкультуры зачем-то были заменены на маршировку. А из внеучебных мероприятий они посещали казачьи кренделя, концерт кубанского казачьего хора, турнир по истории казачества — даже и передать не могу, как это «интересно» детям. А форма? Она же стоит шесть тысяч рублей! Я отдавала ребенка в простой класс обычной школы. И что теперь? Переводиться? Какой выход? Родители пополам разделились, а учителя говорят о том, что это престижно».
«Наша конечная цель —формирование морально-нравственного гражданина России»
В комментариях к вопросу о казачьем образовании можно встретить высказывания о том, что «современное казачество просто клоунада», а сами казачьи классы в некоторых школах «просто название» и у детей «никакой специальной формы нет», и изучают те же предметы, что и в обычных классах. «Школы и без того теряют свою функцию — давать знания. Как можно было ввести в школах предмет „основы православной культуры“ и при этом отменить астрономию? У меня такое ощущение, что моя страна сходит с ума, а подавляющее большинство граждан лишь смотрит на это и хлопает в ладоши», — пишет в комментариях Александр Валов.
Клятва юного казака
«Я, казак родной Кубани обещаю свято, не щадя жизни своей, оберегать и защищать интересы казачества и Кубанского края. Крепить единство Кубанского казачьего войска, слушаться старших, добросовестно овладевать знаниями, чтобы стать надежной сменой славным кубанским казакам — моим дедам и прадедам. Клянусь с честью нести звание кубанского казака и быть верным сыном великой моей Родины — России».
Жительница Сочи Дана Андреева считает, что нельзя выделять отдельно казачьи классы, ведь с их массовым внедрением в образование есть вероятность, что другие народности, проживающие на территории края, тоже захотят свои классы. «И что тогда у нас в школах получиться, что будут казачий, русский, грузинский, мусульманский, два армянских и к ним примкнувшие классы. А потом и другие народности потребуют свои классы. Если губернатора так волнует тема казачьего образования, то пусть делают отдельные лицеи или интернаты, тогда и казачата с детства к общинности и военной дисциплине приучаться будут», — пишет она.

Хотя по мнению Виктора Чумаченко и его коллег проблема обучения в казачьих классах представителей других религий совершенно надуманная: «Этот вопрос был решен еще до революции, когда горцы учились в наших гимназиях, участвовали в культурной и спортивной жизни края вместе с казаками, и никто и никогда не собирался их превращать в христиан. Такой же точки зрения придерживаются и в Кубанском казачьем войске, говоря о том, что эта программа не противоречит традициям проживающих в регионе других народов».

«Ведь, как известно, казак без веры — не казак», — заметила министр образования Краснодарского края Татьяна Синюгина.

Родителей и самих школьников волнует вопрос, чем они будут заниматься, выпустившись из казачьего класса. Заместитель атамана Кубанского казачьего войска Константин Перенижко говорит, что выпускники «могут пойти куда угодно»:

«Можно пойти хоть в космонавты, хоть в земледельцы. Да, в вузах мы создаем казачьи группы по интересам. К примеру, если ребята желают после окончания школы, обучаясь в университете, продолжить общаться со своими «однополчанами», то они могут ходить в эти казачьи группы. Никакой палочной системы. Хочешь ходи, а хочешь не ходи. Наша конечная цель — формирование морально-нравственного гражданина России. Беда тех, кто далек от того, что мы делаем, состоит в том, что они считают, что казачество начинает готовить свою армию с юных лет. Это не так. Военных готовят в специализированных учебных заведениях, а мы готовим обычных граждан. И совершенно не важно, девочки или мальчики учатся в казачьем классе, ведь мы просто решаем вопрос социализации нашей молодежи в рамках региона. Мы хотим, чтобы дети общались друг с другом не только через социальные сети. Когда говорят, что «мир сейчас такой» и без погружения в глобальную сеть невозможно — это навязанное мнение. На самом деле этого «мира» всего лишь три процента. Очень много традиционного мира, в частности Китай и Индия. Я считаю, что именно эти страны можно назвать «прогрессивным миром» так как они привыкли жить по традициям и обычаям своего народа.

Мы никого не вербуем и палкой никого не загоняем. Мы просто создаем альтернативный мир.
Если у нашего края такая история — казачья, то почему, мы, как китайцы, не можем гордиться своей собственной историей и дать возможность нашим детям ее изучить. Мы не хотим раствориться».
Клятва юной казачки
«Я, казачка родной Кубани, обещаю свято оберегать и защищать интересы казачества кубанского края, хранить традиции казачьей семьи, сохранять домашний очаг, продолжать род кубанского казачества. Клянусь с честью нести звание кубанской казачки быть верной дочерью Великой Родины России».
Казачий союз молодежи и казачья милиция
Недавно губернатор Краснодарского края заявил о создании кубанского союза молодых казаков. По мнению главы региона, союз может объединять молодых казаков в возрасте от семи до 30 лет.

Как отметил Кондратьев, в компетенцию союза молодых казаков должна входить просветительская и патриотическая работа с детьми, изучение родного края через организацию путешествий и экспедиций.

«Деятельность такого союза — это реальная возможность донести до ребят принципы жизни, которые были присущи их предкам. Дети должны знать свое прошлое и гордиться им. В современных непростых условиях засилья информационных технологий идет битва за молодежь, и мы не должны ее проиграть», — заключил Вениамин Кондратьев.

Также губернатор поручил своим заместителям проработать возможность предоставления ряда льгот и преференций, которыми будут пользоваться участники союза. Например, это могут быть льготы при оформлении ипотеки или субсидии на строительство.

В свою очередь атаман Кубанского казачьего войска Николай Долуда предложил создать в РФ казачью милицию, а также рассмотреть возможность формирования казачьих воинских частей в структуре Минобороны Р Ф. Он считает, что для этого необходимо принять в России федеральный закон «О казачестве», который определит порядок государственной службы, права и обязанности членов реестровых казачьих обществ. Ранее Долуда заявлял о планах вернуть на Кубани казачий уклад жизни. Он ставил задачу довести количество казаков как минимум до миллиона человек. Однако за последние три года число казаков Кубанского казачьего войска увеличилось всего на 1050 человек, что в процентном отношении составляет 2,4%.

Новости этого раздела

Похожие записи

Оставить комментарий